За последние два десятилетия существенно увеличилось количество исследований, посвящённых проблеме влияния на состояние здоровья соблюдения религиозного поста.
Пост частичное или полное воздержание от любых или избирательный отказ от определённых, запрещённых религиозными мотивами продуктов питания. Основной целью любого поста является духовное очищение.
В качестве потенциально перспективного способа улучшения состояния здоровья и продолжительности жизни пост является предметом многочисленных научных исследований. Существуют три разновидности поста, отражающие способ его соблюдения ограничение общей калорийности пищи, чередование голодания с обычным режимом питания и диетическое ограничение.
В многочисленных экспериментах на животных было показано, что снижение общей калорийности пищи (в среднем на 20-40%) способствует улучшению общего состояния здоровья, повышает продолжительность жизни и препятствует развитию аутоиммунной патологии, атеросклероза, кардиомиопатии, онкопатологии, сахарного диабета, заболеваний почек, нейродегенеративных заболеваний, патологии дыхательной системы. Кроме того, немаловажными последствиями снижения калорийности пищи являются уменьшение показателей частоты сердечных сокращений и артериального давления в покое, повышение вариабельности частоты сердечных сокращений, улучшение функции левого желудочка, быстрое восстановление нормальных показателей частоты сердечных сокращений и артериального давления после нагрузки. Кроме того, необходимо отметить благоприятное влияние соблюдения поста и на состояние эндокринной системы, а именно снижение уровня глюкозы и инсулина в крови натощак, повышение чувствительности периферических тканей к инсулину, снижение процентного содержания жировой ткани в организме и вероятности развития диабета.
Чередование дней голодания и дней обычного режима питания также имеет свои положительные моменты. В экспериментах на животных было продемонстрировано увеличение продолжительности жизни, а также замедление или даже предупреждение развития заболеваний сердечно-сосудистой, выделительной систем, онкозаболеваний, сахарного диабета. Однако влияние на состояние эндокринной системы имеет половую специфичность. К примеру, у мужчин значительно улучшается чувствительность периферических тканей к инсулину, в то время как у женщин подобного эффекта не отмечалось. Другой немаловажный показатель углеводного обмена толерантность к глюкозе оставался неизменным у мужчин, а у женщин даже уменьшился.
Диетическое ограничение подразумевает под собой ограничение употребления одного или более компонентов пищи (обычно макроэлементов), которое сопровождается минимальным ограничением потребляемых калорий или же его полным отсутствием. В исследованиях было показано, что ограничение употребления как углеводов, так и жиров не способствует увеличению продолжительности жизни. С другой стороны, ограничение потребления белков продлевает жизнь в среднем на 20%. Причиной этому, как показали эксперименты на животных, является снижение потребления аминокислоты метионина. Однако на вопрос, насколько полученные данные применимы к человеку, можно будет ответить лишь после проведения соответствующих исследований.
Наиболее распространены в настоящее время три поста священный месяц Рамадан у мусульман, православный христианский пост и Пост Давида. Поэтому целесообразно рассмотреть каждый из них подробно с целью детализации оказываемых ими влияний на состояние здоровья человека.
Рамадан
Исламский пост Рамадан длится 28-30 дней, в течение которых есть и пить в светлое время суток категорически запрещается. Таким образом, пост Рамадан построен по принципу чередования периодов голодания и обычного режима питания, где 12-часовое воздержание от приёма пищи и воды сменяется таким же по продолжительности отрезком времени, в течение которого приём воды и пищи разрешён. Наиболее распространённым способом питания во время священного месяца Рамадан является приём большого количества пищи после заката и более лёгкий завтрак перед восходом солнца. Некоторые мусульмане также позволяют себе небольшой перекус перед сном. Питание мусульман во время Рамадана гораздо более разнообразное, нежели обычно. В частности, продукты питания и напитки с повышенным содержанием сахара употребляются во время Рамадана гораздо чаще и в большем количестве. По достижении половой зрелости каждый здоровый мусульманин обязан соблюдать Рамадан. Исключение составляют больные, слабовольные, путешествующие, а также женщины, если они беременные, кормят грудью или у них началась менструация. Однако, многие мусульмане, даже попадающие под категорию исключения, предпочитают соблюдать пост.
Несмотря на большое количество проведённых исследований, однозначного мнения о влиянии на состояние здоровья поста Рамадан до сих пор не имеется. Возможно, это связано с различиями в общей продолжительности ежедневного времени голодания, в количестве курящих, получающих пероральные и/или парентеральные лекарственные средства субъектов, а также в выборе продуктов питания и пищевых пристрастиях.
Поскольку мусульманский календарь является лунным, то каждый год первый день Рамадана опережает на 11 дней его наступление по Григорианскому календарю. Следовательно, Рамадан в течение 33-летнего периода выпадает на разное время. Становится ясным, что подобный сезонный сдвиг значительным образом оказывает влияние на продолжительность периода голодания в течение суток. Кроме того, нельзя забывать и о месте проживания соблюдающего пост мусульманина. Всегда следует помнить о том, что продолжительность периода голодания, которая, в среднем, составляет 12 часов, может увеличиваться до 22 часов за полярным кругом в летнее время. К счастью, мусульманам, живущим в столь отдалённых районах, разрешается соблюдать пост в соответствии со временем в Мекке или в ближайшей удобной для них территории с мусульманским вероисповеданием.
Вариабельность длительности периода голодания является одой из причин неоднозначности мнения о влиянии на состояние здоровья соблюдения поста Рамадан. Кроме того, немаловажную роль играют курение, приём лекарств, специфика питания и культурные особенности.
Курить мусульманам, соблюдающим пост, запрещается в светлое время суток. Поэтому в популяциях, включающих большой процент курящих людей, за счёт ограничения курения можно будет, по всей видимости, наблюдать существенные изменения в биологических показателях состояния здоровья. Применение лекарственных средств как внутрь, так и парентерально также запрещён в светлое время суток, что, безусловно, скажется на состоянии здоровья популяций, имеющих большое количество подобных субъектов.
В отношении диеты также существуют некоторого рода разногласия. Имеются сообщения, что общее количество потребляемой за период Рамадана энергии возрастает у мусульман, проживающих на территории Саудовской Аравии, при этом уменьшается у мусульман индийского происхождения. Полученные противоречивые данные являются, по всей вероятности, следствием различий в пищевых предпочтениях различных групп.
Кроме того, нет однозначной информации в количественном и качественном соотношении основных макроэлементов питания. Значительным образом разнятся данные, касающиеся количества потребляемых насыщенных и ненасыщенных жиров и их соотношения. Несколько иная ситуация складывается в отношении употребления микроэлементов и витаминов, которые в различных опрашиваемых группах употребляются, в целом, в сопоставимых количествах. В ряде исследований было продемонстрировано увеличение потребления витамина А и снижение потребления рибофлавина. В отношении потребления солей натрия и пищевых волокон также однозначных данных не получено. Разнородные данные получены и в отношении влияния соблюдения поста Рамадан на антропометрические показатели (в частности ИМТ), а также на показатели периферической крови (липидограмма, уровень гемоглобина, гематокрита). Например, в одном из исследований учёные определили снижение уровня гемоглобина в утренние часы у футболистов в течение первых двух недель голодания, однако нормальные показатели восстановились в течение последних двух недель поста. Вместе с тем, той же группой учёных были получены данные, согласно которым уровень гемоглобина у тех же футболистов при измерении днём оставался низким на протяжении всего периода поста. Чрезвычайно разнятся данные и в отношении многих биохимических показателей: сывороточного железа (в некоторых исследованиях демонстрируется его снижение у людей, ведущих малоподвижный образ жизни и сохранение показателей на прежнем уровне у физически активных лиц), ферритина (уменьшение в утренние часы и постоянные показатели при измерении в дневное время), MCHC (показатели увеличивались у спортсменов-тяжелоатлетов, которые прекращали тренировки на время поста, и не изменялись у продолжавших тренироваться по 90 минут три раза в неделю). В ряде исследований изучалась изменчивость показателей оксидативного стресса и антиоксидантного статуса. Учёные наблюдали снижение концентрации малондиальдегида (MDA) в эритроцитах, в то время как его уровень в сыворотке крови и связанного с белком карбонила в плазме крови оставались неизменными. Не было обнаружено каких-либо изменений в концентрации глутатиона или активности глутатионпероксидазы и каталазы в эритроцитах. Уровень β-криптоксантина и общих каротиноидов значительно снизился на протяжении Рамадана, при этом подобной динамики в отношении плазменного уровня витамина С, β-каротина, ликопина и лютеина не отмечалось. Каких-либо изменений в отношении уровня α-токоферола, γ-токоферола, ретинола, α-каротина и зеаксантина зарегистрировано не было. В ряде работ отражена динамика увеличения уровня витамина А и снижение показателей витамина Е во время Рамадана.
Существуют противоречивые данные в отношении изменений артериального давления под влиянием соблюдения поста. Результаты проведённых исследований свидетельствуют о том, что показатели систолического и диастолического давления в покое не изменялись за период Рамадана, однако вариабельность обоих показателей значительным образом снизилась. В одном исследовании отмечается рост систолического артериального давления во время статической аэробной нагрузки.
Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, на настоящий момент не удалось прийти к единому консенсусу в отношении влияния поста Рамадан на основные параметры состояния здоровья. Поэтому очевидна необходимость проведения дальнейших исследований с целью если не исключить, то хотя бы минимизировать влияние факторов, приводящих к столь вариабельным результатам (например, полностью исключить курящих людей из исследования или выделить их в отдельную группу). Только после этого можно будет объективно оперировать полученными данными и делать обоснованные выводы.
Православный пост
Православный пост подразделяется на три основных периода. Православные христиане во время Рождественского поста (40 дней) воздерживаются от употребления молочных продуктов, яиц и мясных продуктов. Кроме того, постящиеся отказываются от употребления в пищу продуктов, содержащих рыбу и оливковое (растительное) масло по средам и пятницам. На протяжении Великого поста (начинается после масленицы и заканчивается перед Пасхой), длительность которого составляет 48 дней, нельзя употреблять в пищу молочные продукты, мясные продукты и яйца каждый день. В дополнение к этому, отказываются от употребления оливкового масла в выходные дни.
Во время Успенского поста (с 14 по 28 августа, длительность 15 дней) запрещается употребление молочных продуктов, яиц и мяса. Кроме того, в будние дни запрещается употребление оливкового масла и рыбы каждый день. В дополнение к трём основным периодам поста, каждую среду и пятницу, если они не совпадают по времени с основными периодами, из пищевого рациона исключают сыр, яйца, рыбу, мясные, молочные продукты и оливковое масло.
Исключение составляют дни недели на время Рождества, Пасхи и Троицы. В целом, диетические ограничения имеют место в течение 180-200 дней в году. Православная диета на время поста представлена следующими продуктами: злаковые (хлеб), фрукты, овощи, бобовые, орехи, морепродукты, моллюски. Данная диета, являясь разновидностью вегетарианства, относится к третьей разновидности поста диетического ограничения. Общее количество потребляемых калорий может либо снижаться, либо не изменяться во время поста. Существует общепризнанная закономерность во время Православного поста увеличивается потребление углеводов и уменьшается потребление жиров.
Количество потребляемого белка в сравнении с жирами и углеводами может снижаться или же вовсе не изменяться. Если выразить количество потребляемых продуктов в абсолютном количестве, то общее потребление жиров и белков снижается во время поста, в то время как общее потребление углеводов остаётся на прежнем уровне. Употребление как насыщенных, так и транс-жирных кислот на протяжении поста уменьшается, в то время как употребление мононенасыщенных, как и полиненасыщенных жиров может не изменяется. Что касается потребления витаминов и минералов, то употребление кальция и рибофлавина снижается, магния увеличивается. В проведённых ранее исследованиях изменения в потреблении следующих витаминов и минералов не отмечалось: витамин А, тиамин, ниацин, витамин С, витамин Е, фосфор, калий и цинк. По количеству употребляемой фолиевой кислоты данные разнятся. Кроме того, противоречивые данные получены и в отношении потребления солей натрия и витамина В12. В отношении антропометрических параметров, в частности изменения ИМТ, не получено однозначных данных. Как было продемонстрировано в ряде исследований, масса тела греческих православных монахов статистически достоверно снижалась за время поста (p=0,059). При исследовании биохимических показателей было замечено снижение уровня общего холестерина и липопротеинов низкой плотности. В одном из исследований сообщается о снижении уровня липопротеинов высокой плотности, в то время как в других исследованиях подобной динамики не отмечалось.
Соотношение ЛПВП/ЛПНП не изменялось за время поста. Противоречивые данные получены также в отношении изменения уровня триглицеридов, концентрации глюкозы в крови, количества потребляемых пищевых волокон.
В отношении изменения других параметров периферической крови имеются следующие данные: относительное увеличение уровня сывороточного ферритина, снижение показателя MCHC и отсутствие изменений в уровне гемоглобина, сывороточного железа и трансферрина. Кроме того, в одном из исследований отмечается, что показатели гематокрита у субъектов, не соблюдавших пост, оказались значительно ниже в сравнении с соблюдавшими.
Однако, несмотря на полученные данные, по завершении поста уровень гематокрита у людей, не соблюдавших пост, оказался выше показателя постящихся, при этом в обеих группах гематокрит находился в пределах нормы.
Существуют противоречивые данные в отношении влияния соблюдения Православного поста на показатели артериального давления. В недавно проведённом исследовании изучали уровень антиоксидантов в сыворотке крови перед началом и на момент завершения Рождественского поста. В результате было обнаружено снижение сывороточных показателей антиоксидантов, за исключением ретинола и α-токоферола.
Таким образом, из полученных сведений можно сделать следующие выводы. Соблюдение Православного поста позволяет снизить массу тела. За время поста в пищевом рационе увеличивается количество углеводов, в то время как количество белков, жиров, насыщенных и транс-жирных кислот уменьшается. Уровень общего холестерина и ЛПНП снижается, в то время как соотношение ЛПНП/ЛПВП не изменяется.
Потребление пищевых волокон увеличивается, что может частично объяснить изменение сывороточного уровня липидов. Употребление большинства витаминов и микроэлементов за время поста не изменяется, исключение составляют кальций, магний и рибофлавин. Незначительные изменения претерпевают некоторые маркеры антиоксидантного статуса и окислительного стресса: увеличиваются сывороточные показателей ретинола и α-токоферола. Таким образом, необходимо проведение дальнейших исследований, в которых больше внимания уделялось бы гематологическим параметрам и показателям артериального давления, в отношении которых данных на настоящий момент либо недостаточно, либо они носят гетерогенный характер. Более того, учитывая тот факт, что каждый период поста имеет свою длительность и диетические принципы, дальнейшие исследования должны рассматривать периоды поста как в отдельности, так и вкупе.
Пост Даниила
Популярный среди христиан пост Даниила основан на Библейской притче, в которой пророк Даниил самовольно отказался от мясной пищи и вина и потребовал разрешения употреблять в пищу только овощи (из семейства бобовых) и воду в течение 10 дней. Позже в той же книге имеется указание на повторное соблюдение поста Даниилом, но уже длительностью 21 день. В настоящее время пост Даниила включает свободное употребление специфических категорий продуктов, выбор которых ограничен фруктами, овощами, цельными злаками, бобовыми, орехами, семенами и растительным маслом. Приведённый план питания во время поста Даниила напоминает вегетарианскую диету, которая, как уже сообщалось ранее, обладает способностью благоприятно влиять на состояние здоровья.
Подобно Православному посту, пост Даниила относится к третьей разновидности диетическому ограничению. Вместе с тем, в отличие от Православного поста, который представляет собой традиционную вегетарианскую диету, пост Даниила требует гораздо более жёсткого ограничения употребляемых продуктов. Рафинированные продукты, белая мука, консерванты, пищевые добавки, заменители сахара, специи, кофеин и алкоголь каждый из перечисленных продуктов употреблять категорически запрещается. К сожалению, несмотря на строгие религиозные цели, которые ставит перед собой каждый соблюдающий пост (прежде всего попытка стать ближе к Богу во время более длительной молитвы), имеются лишь единичные сообщения и данные только предварительных научных исследований о высокой приверженности диетической составляющей поста. Традиционно пост Даниила соблюдается 21 день, хотя имеются сообщения о более длительной (40 дней) или более короткой (10 дней) его продолжительности. Поскольку пост Даниила можно соблюдать в любое время года, чаще всего его стараются приурочить к началу января, чтобы, вступив в Новый год, начать проживать его в молитвах и посте.
С целью более подробного определения благоприятных эффектов, наблюдаемых при соблюдении поста Даниила, в соответствии с заранее разработанным протоколом учёными было проведено исследование с участием лиц обоего пола в возрасте от 20 до 62 лет, соблюдавших пост Даниила в течение 21 дня. До и после вмешательства участникам исследования было проведено лабораторное обследование с определением маркеров оксидативного стресса, воспаления, уровня липидов, инсулина и глюкозы в крови, а также измерение массы тела и долю жировой ткани посредством двухэнергетической рентгеновской абсорбциометрии, уровень артериального давления и ЧСС в покое. Кроме того, в ходе опроса в рамках исследования участники оценивали приверженность диетическим особенностям поста, а также, в целом, свое настроение и степень насыщения на протяжении 21-дневного периода голодания. В ходе исследования ученые отметили чрезвычайно высокую приверженность посту (>98%), а также, в целом, хорошее настроение и высокую степень насыщения (7,9±0,2 по 10-балльной шкале) во время соблюдения поста.
Кроме того, при измерении определённых показателей за 7 дней до начала поста и за 7 дней до его окончания было выявлено снижение их количественных характеристик, что соответствовало заранее прогнозируемым результатам: общее количество потребляемых калорий, белка, жира, насыщенных жиров, транс-жиров и холестерола. Во время соблюдения поста произошло увеличение следующих показателей: количество потребляемых углеводов, пищевых волокон, витамина С.
Значения следующих показателей, непосредственно связанных с сердечно-сосудистой патологией, существенно снизились: общий холестерин, ЛПНП, систолического и диастолического артериального давления. Снижение уровня инсулина, HOMA-IR и СРП оказалось клинически значимым, но статистически недостоверным. По причине резкого снижения уровня общего холестерина (около 19%), уровень ЛПВП оказался ниже к моменту завершения поста в сравнении с показателем в его начале (55,65±2,50 vs 47,58±2,19). Хотя при соблюдении поста наблюдалось небольшое снижение массы тела и количества жировой ткани, статистически достоверной разницы получено не было. В отношении показателей антиоксидантного статуса и оксидативного стресса, значимое увеличение отмечалось в отношении эквивалентной антиоксидантной способности тролокса и соотношении нитратов к нитритам, в то время как значимое уменьшение было зарегистрировано в отношении MDA.
Приведённые выше данные позволяют сделать предположение, что соблюдение поста Даниила может повлечь за собой улучшение состояния здоровья, что особенно видно со стороны показателей сердечно-сосудистой системы и обмена веществ. Поэтому с целью получения более основательной и подробной информации в отношении изменения состояния здоровья под влиянием поста Даниила необходимо проведение крупномасштабных рандомизированных исследований. Исследования в будущем желательно проводить после удлинения времени соблюдения поста и модификации пищевых предпочтений в попытках поддержать или же улучшить показатели ЛПВП.
Заключение
Таким образом, религиозные посты, представленные в данном обзоре, подчёркивают важность качественного состава употребляемых в пищу продуктов питания с целью благоприятного влияния на состояние здоровья. Соблюдение поста Даниила и Православного поста ассоциируется с большим количеством благоприятных исходов, несмотря на тот факт, что лица, соблюдающие пост, могут употреблять пищу в любом количестве. С другой стороны, насколько соблюдение поста Рамадан позволяет достичь желаемых эффектов, в значительной степени зависит от пищевых предпочтений. Однако это вовсе не аксиома, что количество употребляемой пищи не влияет на состояние здоровья; сотни исследований продемонстрировали значимость ограниченного употребления калорий. Соблюдение религиозных постов лишний раз подтверждает позицию, что человек может значительно улучшить свое питание путём хоть и вынужденного снижения общего количества употребляемой пищи.
Диета играет интегральную роль в религиозных обычаях различных вероисповеданий. Для большинства религий эта роль выражается в форме отличных друг от друга периодов голодания. Хотя религиозный пост зачастую используется верующими как период большого духовного роста, не следует забывать, что это время одновременно можно использовать и для улучшения состояния здоровья.
J.F. Trepanowski, R.J. Bloomer.
The impact of religious fasting on human health.
Trepanowski and Bloomer Nutrition Journal 2010.
56682
религиозный пост, влияние на здоровье, Рамадан, Православный пост, пост Даниила, диета |