Достаточно много исследований посвящены изучению возможных мер, направленных на сокращение сроков госпитализации у пациентов с внебольничной пневмонией (ВП). Группа ученых под руководством Carol R. Horowitz применила весьма нестандартный подход к решению этой проблемы.
Одной из важнейших частей многосторонней программы мероприятий, направленных на сокращение сроков госпитализации у пациентов с внебольничной пневмонией, внедренной этой группой исследователей, было обучение пациентов с целью улучшения их осведомленности о заболевании и подготовки их к более ранней выписке из стационара.
Ретроспективно были собраны сведения о пациентах с внебольничной пневмонией, пролеченных за период с октября 1996 по апрель 1997 г. Эти пациенты были опрошены для определения исходного уровня осведомленности об их заболевании и оценки пациентами качества оказанной им медицинской помощи. Начиная с июля 1997 г., была проведена серия образовательных мероприятий для лечащих врачей и медсестер (лекции, индивидуальное обучение экспертами), а также обучение больных медицинскими сестрами и с помощью специально подготовленной брошюры, информирующей пациентов о внебольничной пневмонии. Кроме того, было разработано руководство по оптимальной длительности внутривенного введения антибиотиков при ВП.
После проведения этих этой программы мероприятий повторно была произведена клиническая эпидемиологическая оценка пациентов, пролеченных от внебольничной пневмонии за период с октября 1997 по апрель 1998 г.
Пациенты, опрошенные после проведения программы образовательных мероприятий (N=114), в сравнении с больными, пролеченными до внедрения этих мер (N=163), предъявляли значительно меньше жалоб на то, что медицинский персонал не стремился оказать им надлежащую помощь (7 vs 60, или 6% vs 37%, p=0,001), большее число пациентов отмечали, что они получили всю необходимую информацию для их выздоровления (94% vs 37%, p=0,02) и были предупреждены о возможных признаках рецидива заболевания (60% vs 46%, p=0,03).
В результате выполнения указанной программы мероприятий средняя продолжительной курса внутривенного введения антибиотиков при внебольничной пневмонии сократилась с 5,0±3,7 дней до 4,3±3,3 дней (р=0,04).
Таким образом, исследователи доказали, что внедрение программы обучения пациентов с внебольничной пневмонией позволяет значительно улучшить осведомленность пациентов об их заболевании, их мнение о качестве оказываемой им медицинской помощи, и при этом сократить длительность курсов внутривенной антибактериальной терапии.
Horowitz C.R.
Improving the quality of pneumonia care that patients experience
Am. J. Med. 2002; 133: 379-83
16568
небольничная пневмония, качество лечения, уровень осведомленности |