Антибиотики и антимикробная терапия


Звонок фармацевту - простой способ оценить комплаентность
Дата: 2004-03-23 09:15:00
Тема: Эпидемиология, фармакоэпидемиология и фармакоэкономика


В случае, когда у пациентов с хроническими заболеваниями, такими как бронхиальная астма, назначенная терапия, по-видимому, не эффективна, причиной может быть неправильное использование или неприменение назначенных препаратов. Как врач может определить, принимает ли пациент лекарства? Ответ прост - позвонить фармацевту.

Миллионам американцев, страдающим хроническими заболеваниями, требуется ежедневная медикаментозная терапия, но многие не принимают назначенные препараты или не следуют предписанному режиму, что приводит к утяжелению их заболеваний вплоть до развития угрожающих жизни состояний. Проведённые исследования показали, что от 30 до 70% из 15 миллионов пациентов, страдающих бронхиальной астмой, не следуют предписанному режиму терапии. Аналогичная ситуация наблюдалась и для других хронических заболеваний. Лечащие таких пациентов врачи могут увеличивать дозу лекарственного средства, назначить более сильные, будучи ошибочно убежденными в том, что исходная терапия была неэффективной.

Sherman J. и коллеги (США) предложили простой способ определить, принимает ли пациент назначенные препараты - позвонить фармацевту. Это, возможно, не самый совершенный метод оценить комплаентность, но если пациенты даже не приобретают препарат регулярно, отсутствие приема очевидно. В предпринятом ими исследовании была оценена комплаентность у 116 детей, страдающих астмой, на основании информации, полученной от их родителей и фармацевтов. Результаты исследования показали, что 43 (37%) детей получали менее половины предписанной дозы препарата, причём, лечащим врачам удалось выявить только 21 (49%) из них, тогда как данные, предоставленные фармацевтами, соответствовали истине в 92% случаев.

В случаях, когда известно, что неэффективность лечения связана с погрешностями приёма препарата, врачам следует сосредоточить усилия на выявлении причин, по которым пациенты не следуют предписанной терапии. Таковыми могут быть материальные проблемы, непонимание пациентами важности следования режиму терапии, беспокойство о возможности возникновения нежелательных лекарственных реакций при длительном приеме препарата. В подобных случаях может помочь проведение детальной разъяснительной работы с пациентом. Если назначенный режим терапии слишком сложен, можно прибегнуть к помощи приходящей медсестры.


Gainesville F.

Asking pharmacist may be one way to learn about patients medication use.

Infect Dis in Children 2000; 13(9):1, 74, 77.


Sherman J., Hutson A., Baumstain S., Hendeles L.

Telephoning the patient's pharmacy to assess adherence with asthma medications by measuring refill rate for prescriptions.

J Pediatr 2000; 136(4): 532-6



Эта статья опубликована на сайте Антибиотики и антимикробная терапия
http://old.antibiotic.ru/

URL этой статьи: http://old.antibiotic.ru/index.php?article=858